Вперед, к победе :)
Добрый день, уважаемые читатели, давайте начнем без лишних слов постигать искусство гитарной музыки. И для начала, чтобы ваше обучение оказалось продуктивным и быстрым я рекомендую скачать программу GuitarPro версии не младше 5-ой. Данную программу легко найти в интернете и что, не мало важно, она абсолютно бесплатна. Можете использовать данную ссылку для загрузки.
Теперь когда у нас есть с вами необходимая нам программа перейдем непосредственно к гитаре.
Что такое гитарная музыка? Самым простым ответом является - последовательное чередование звуков (не только нот!) и пауз объединенных одним гармоничным законом. Попросту, дергая струны, вы извлекаете определенный звук, а этот звук и есть нота. Если вы попробуете подергать разные струны при этом зажимая их на разных ладах, 99,9% вы услышите "лажу :)". Просто вы не руководствуетесь определенными гармоничными законами музицирования и не знаете, что вы играете. Запомните, важно знать, что именно вы играете, именно здесь и сейчас! Только так вы сможете научится импровизировать на инструменте и играть достойную музыка.
Возьмете гитару в руки и дерните первую струну не зажимая лады. Какой звук вы сейчас сыграли? Как вы знаете, струн у гитары всего 6. И называются они как цифрами так и нотами. Струна под номером 1 - самая тонкая. То есть первая струна. Самая толстая - шестая. Нумерация струн идет с низу вверх, от первой к шестой. Это значит если вам говорят, играть гамму вниз, вы начинаете с шестой струны и идете к пятой, затем 4 и т.д. Но об этом позже.
![]() |
рис. 1 - нумерация струн. |
Как вы знаете в гитарной музыка существует 7 основных нот и 5 добавочных. Перечислим основные ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Все просто. Для удобства написания нот и аккордов в гитарной музыки используется буквенная замена имен нот. То есть каждая буква из латинского алфавита соответствует определенной ноте, а именно:
С - нота До
D - нота Ре
E - нота Ми
F - нота Фа
G - нота Соль
А - нота Ля
В - нота Си
Примечание: в зарубежной литературе иногда ноту Си записывают как H, а Си бемоль, как B.
Думаю, здесь ничего сложного нет, семь нот - семь букв. Запомнить легко. Теперь давайте поговорим о буквенном названии струн. Каждая открытая струна (открытая - не зажатая на каком либо ладу) издает свою ноту, стало быть она и имеет свое название от названия ноты.
Первая струна - Е - нота Ми
Вторая струна - В - нота Си
Третья струна - G - нота Соль
Четвертая струна - D - нота Ре
Пятая струна - А - нота Ля
Шестая струна - Е - нота Ми
Как вы заметили, первая и шестая струна дают звук ноты Ми и это не ошибка. Просто данные ноты Ми1 и Ми6 звучать в разных октавах (интервалах звучания), но об этом позже. Теперь вы знаете, что дергая первую струну, вы издаете звук ноты Е.
![]() |
рис. 2 - ноты на грифе |
Для полного понимания, давайте выясним, что такое нота. Нота - это определенное звучание расположенное в конкретном звукоряде и имеющее свою конкретную позицию относительно других нот в данном звукоряде. Понятно? Другими словами, это определенный звук, который стоит перед каким либо другим звуком и после которого, тоже будет идти другой звук.
Что-бы внести ясность, давайте рассмотрим понятие звукоряда. Звукоряд - это статичная и определенная последовательность звуков или нот, члены которой, обязаны подчинятся единому закону построения. Так же звукоряд еще называют гаммой, но это не совсем правильное понятие. Звукоряд это общее правило (закон), а гамма это лишь следствие.
Давайте рассмотрим пример звукоряда в аналогии с цифрами, я думаю, у всех была 5-ка по математики в школе:) Возьмем ряд чисел: [0][1][4][6][9][10]. Как видим это последовательность с законом 0 +1 +3 +2 +3 +1. А теперь продолжим этот ряд сохраняя данную последовательность, считая, что 0 это 10: [0][1][4][6][9] [10][11][14][16][19] [20][21][24][26][29]... [0x][1x][4x][6x][9x][10x]. Как видно, данная последовательность бесконечна. Допустим, что элемент [1] по своей природе равен [11] и [21]. Их отличает только десятый период (+10 и +20) Стало быть [1] и ([11] - 10) равны! В данном случае 10 это период последовательности. Элемент [11] отличается от элемента [1] на один период, а элемент [21] на два периода и так далее до x-периода.
В звукоряде действует схожее понятие периода и называется оно "Октава" или 12-ладовый интервал. Одни и те же звуки в разных периодах называют нотами разных октав, то есть нота та же, а интервал другой. Стало быть нота Е на шестой струне это та же нота Е на первой, только в другой октаве! Все просто.
В Европейской современной музыке действует классический звукоряд типа:
С - D - E - F - G - A - B - (C). Где (С) - это нота До уже другой октавы. Для наглядности давайте продолжим этот звукоряд: С - D - E - F - G - A - B - (C) - (D) - (E) - (F) - (G) - (A) - (B) - [C] - [D]- [E] - [F] - [G] - [A] - [B] - {C} ..... и т.д. Видно что, как и в числовом варианте, так и в звукоряде прослеживается период. В данном случае он равен семи нотам СDEFGAB, то есть октаве. На первый взгляд все понятно, но если вдуматься, то появляется вопрос. В числовом ряде мы прибавляем числа и получаем последовательность с законом +1 +3 +2 +3 +1, а что же происходит с нотами? Если представить, себе что 1 в нашей последовательности чисел это расстояние (для физиков - интервал колебания волны), а +1 это увеличение на такой интервал, то получается, что весь наш рад чисел это постоянное увеличение расстояния. То же самое и в звукоряде. Для получения ряда С - D нам необходимо прибавить интервал к ноте С. Но для начала пару слов об интервале.
Интервал - это определенное расстояние колебания звуковой волны между конкретными звуками. Минимальный интервал равный нулю (0) называется - "прима" (п.1). То есть прима от ноты С будет та же самая нота С.
Например! Возьмите гитару и сыграйте открытую шестую струну. Вы извлечете звук ноты Е. А теперь еще раз сыграйте открытую шестую струну. Поздравляю, вы только, что взяли свой первый музыкальный интервал - приму от ноты Е первой октавы! Если разобраться, ничего сложного.
Давайте дальше, следующем по длине интервалом является "секунда малая" (с.м.) и равняется он ровно одному ладу на гитаре!
Например! Возьмите гитару и сыграйте открытую шестую струну. Вы извлечете все тот же звук ноты Е. А теперь зажмите шестую струну на первом ладу и извлеките новый звук. Поздравляю, вы только, что взяли свой второй музыкальный интервал - секунду малую от ноты Е первой октавы!
Все понятно? Далее!
Следующий интервал - это "секунда большая" (с.б.) и равняется он двум ладам.
Интервал - это определенное расстояние колебания звуковой волны между конкретными звуками. Минимальный интервал равный нулю (0) называется - "прима" (п.1). То есть прима от ноты С будет та же самая нота С.
Например! Возьмите гитару и сыграйте открытую шестую струну. Вы извлечете звук ноты Е. А теперь еще раз сыграйте открытую шестую струну. Поздравляю, вы только, что взяли свой первый музыкальный интервал - приму от ноты Е первой октавы! Если разобраться, ничего сложного.
Давайте дальше, следующем по длине интервалом является "секунда малая" (с.м.) и равняется он ровно одному ладу на гитаре!
Например! Возьмите гитару и сыграйте открытую шестую струну. Вы извлечете все тот же звук ноты Е. А теперь зажмите шестую струну на первом ладу и извлеките новый звук. Поздравляю, вы только, что взяли свой второй музыкальный интервал - секунду малую от ноты Е первой октавы!
![]() |
рис. 3 - с.м. от Е первой октавы |
Следующий интервал - это "секунда большая" (с.б.) и равняется он двум ладам.
![]() |
рис. 4 - с.б. от Е первой октавы |
с.б. - с.б. - с.м. - с.б. - с.б. - с.б. - с.м.
Или в более удобном варианте, это выглядит так:
![]() |
рис. 5 - Классический звукоряд |
Получаем, что между нотой С и D интервал равный секунде большей, а между нотами E и F - секунда малая и т.д. Это означает, что если я возьму шестую струну и зажму ее на первом ладу (сделаю интервал в один лад, секунду малую), то вместо ноты Е я уже извлеку ноту F. А если от это ноты F я зажму еще два лада, то получу ноту G на третьем ладу шестой струны! Элементарно. Я думаю, вы заметили на рисунке 5, что между С и С ровно 12 ладов (+2 + 2 + 1 + 2 + 2 + 2 + 1). Это и есть октава - интервал в 12 ладов и в то же время период звукоряда. Значит, если 12 ладов это расстояние периода, а шестая открытая струна дает нам ноту Е, следовательно, на 12 ладу шестой струны тоже будет звучать нота Е на 13 и 15 ладах нота F и G. Стало быть и пятая струна на 12 ладу даст такую же ноту, а именно А, но уже другой октавы. И любая другая струна на 12 ладу начинает новую октаву, то есть новый период звукоряда.
Я думаю вы разобрались, да? Проверим. Какая нота звучит на струне G на втором ладу? Правильно, нота А.
Теперь, что касается дополнительных нот. Их у нас пять (бывает, что говорят о десяти доп. нотах, но это не так). Давайте посмотрим уже знакомый пример. На шестой струне возьмем с.б. от ноты F. Это будет нота G на третьем ладу шестой струны, если учитывать, что нота F - это первый лад. Все понятно, 3-й лад - G, 1-й лад - F, а что на 2-м ладу? Вот...вот...чувствуете? Тут засела бемоль или притаился диез!
Давайте познакомимся с этими понятиями поближе. Диез (#) - знак альтерации, увеличивающий звучание ноты на один полутон (секунду малую, один лад). Бемоль (b) - знак альтерации, уменьшающий звучание ноты на один полутон (секунду малую, один лад). Что это означает? Рассмотрим пример на сосиске :) У вас есть одна сосиска, скажем S = 1. Тогда S# = 1,5, а Sb = 0,5. Все понятно.
Стало быть нота стоящая на втором ладу шестой струны это F# или Gb, что по сути, одно и тоже. Если вы зажмете четвертый лад на шестой струне, то получите ноту G# или Ab и т.д.
![]() |
рис. 7 - расположение нот на грифе гитары |
Как видно из рисунка 7, на всем грифе гитары расположено всего 7 основных нот и 5 добавочных, которые подчинены одному закону классического звукоряда C - D - E - F - G - A - B - C. Данная информация является ключевой для изучения искусства игры на гитаре.
Так же, прошу заметить и обратить свое внимание, на то что интервалы между нотами E - F и B - C равны малой секунде. А это значит, что нота E# = F, Fb = E и соответственно B# = C и Cb = B. От сюда следует, что нот E#, Fb, B#, Cb - не существует!
Всего в гитарной музыке намного больше интервалов, чем было описано выше. Все они приведены на рисунке 8.
![]() |
рис 8 - музыкальные интервалы |
Хватит теории, давайте с вами поиграем!
Для того, что бы быстро научится играть на гитаре, в первую очередь необходимо ее правильно настроить. Если вы будите играть на не правильно настроенной гитаре, вы запомните не правильное звучание нот и в дальнейшем вам будет очень туго, уж я то знаю.
Гитара настраивается многими способами, но я расскажу самый простой из них. Для начала,вам необходимо настроить первую струну Е. Для этого чаще всего используют камертон на А или интернет.
![]() |
рис. 9 - камертон на ля |
Если камертона нет под рукой, зайдите в просторы интернета и найдите программу дающую звучание камертона.
1. Когда вы нашли нужный звук, зажимаете первую струну на 5 ладу и играете ее одновременно со звуком камертона. Если звук совпадает, не диссонирует, то струна настроена.
2. Затем зажимаете вторую струну на 5 ладу и играете ее одновременно с первой. Если звук совпадает, не диссонирует, то струна настроена.
3. Третью струну необходимо зажать на 4 ладу и сыграть вместе со второй. Ждем тот же результат.
4. Четвертую струну на пятом ладу и играем вместе с третьей.
5. Пятую аналогично играете с четвертой, при этом не забываем зажимать на 5 ладу.
6. И шестую так же само, без изменений.
![]() |
рис. 10 - как настроить гитару |
Если проследить закономерность, то единственная струна, которая при настройке зажимается на 4, а не на 5 ладу это струна G (третья струна). Так же, если вы уже запомнили расположение нот на грифе, то без труда догадаетесь, что вы берете октавы нот (смотри рис. 7).
![]() |
рис. 11 - краткое обозначение пальцев гитариста |
Когда гитара настроена мы можем приступать к первым азам игры. В игре на гитаре каждый палец правой руки имеет свою струну за которую он отвечает. В то время как пальцы левой руки свой лад. Так же у каждого пальца правой и левой руки есть свое краткое обозначения, как видно на рисунке 11. Единственный палец, который не берет свое участие в игре на гитаре это большой палец левой руки, но в некоторые гитаристы все же его используют.
![]() |
рис 12 - каждый палец соответствует своей струне |
Следует запомнить следующие правило. Большой палец правой руки всегда играет только басовые струны (E,A,D), указательный палец - струну G, средний - струну B, безымянный - первую струну. Мизинец используется крайне редко, так что, когда он понадобится вам всегда на это укажут в нотах или табулатуре.
![]() |
рис 13 - каждому пальцу свой лад |
Пальцы левой руки необходимо размещать, так что бы указательный палец брал первый лад, средний - второй, безымянный - третий и мизинец - четвертый лад на грифе.
Что касается, правильной посадке за инструментом. Если хотите, то можете сидеть как вам угодно. Я не приверженец правильной посадке, так как времена классической гитары давно уже прошли, а современные гитарные произведение практически не играбельны в данной позе. Поэтому сидите, как вам удобно или ищите информацию в других источниках :) В любом варианте Аргентинское танго вы у меня хоть на голове будите играть!
Звукоизвлечение - арпеджио и пиццикато. Все просто, ничего сложного. Пока, что даю вам только это, так как более сложные приемы вам ни к чему. Арпеджио - это плавное, мелодичное извлечение звука с помощью перехода от одной струне к другой. При этом пальцы правой руки задевают струны подушечками, а не ногтями. Пиццикато - это резкое дерганье струны ногтями пальцев правой руки. Как одной струны, так и нескольких.
Теперь вы знаете как извлекать звуки и какие звуки вы сможете сыграть. Теперь осталось понять, что играть. Так как ваши гитарные знания еще не велики, предлагаю первым делом освоить гитарную табулатуру, а в последующих уроках уже переходить на ноты.
![]() |
рис 14 - пример табулатуры |
Читать табулатуру просто, как видно из рисунка 14, гитаристу необходимо зажать шестую струну на 5 ладу и сыграть ее одновременно с пятой открытой струной. 0 - означает, что струна не зажата. 5 - означает, что струна зажата на 5 ладу. Все просто, в бой!
Первое, что хочу вам дать - это упражнения для правой руки направленные на развитие скорости и координации. Данное упражнение приведено на рисунке 15.
![]() |
рис. 15 - упражнение № 1 для правой руки, арпеджио |
Играйте это упражнение плавно, не спеша, используйте метроном. Постепенно наращивайте темп игры и увеличивайте скорость метронома. Извлекайте звук с помощью арпеджио.
![]() |
рис. 16 - упражнение № 2 для правой руки, арпеджио |
Вы можете играть данное упражнение и на оборот, как показано на рисунке 16, а так же можете объединить их в одно, как показано на рисунке 17.
![]() |
рис 17 - упражнение № 3 для правой руки, арпеджио |
Помните об ответственности пальцев. Не путайте струны и пальцы. Большой палец правой руки всегда играет только басовые струны (E,A,D), указательный палец - струну G, средний - струну B, безымянный - первую струну.
Как только попрактикуетесь с данным упражнением, попробуйте сыграть следующую табулатуру на рисунке 18. Здесь следует дергать струны одновременно используя пиццикато.
![]() |
рис. 18 - упражнение № 4 для правой руки, пиццикато |
После того, как освоите данное упражнение попробуйте объединить в себе все эти упражнения.
![]() |
рис. 19 - упражнение № 5 для правой руки, арпеджио и пиццикато |
Данной упражнение необходимо играть в двух стилях. Там где струны играются одновременно - пиццикато, где по одной - арпеджио.
Играйте эти упражнение по 10 - 15 минут в день, ежедневно и в дальнейшем легко сможете играть любые этюды и современные произведения.
Теперь,что касается упражнения для левой руки. Оно одно, но значительно обширное.
![]() |
рис. 20 - упражнение № 1 для левой руки. |
Упражнение из рисунка 20 необходимо играть методично, каждый день. В данном упражнение главное не забывать о пальцах левой руки. Пальцы левой руки необходимо размещать, так что бы указательный палец брал первый лад, средний - второй, безымянный - третий и мизинец - четвертый лад на грифе. Так же не забывает чередовать пальцы правой руки, а не играть все одним пальцем. То есть когда вы играете 0 - 1 - 2 - 3 на первой струне порядок движение пальцев правой руки таков: i - m - a - m.
![]() |
рис 21 - упражнение № 2 для левой руки |
Как видно из рисунка 21 данное упражнение можно играть на разных ладах и струнах и в разном направлении, чередуя их как вам угодно. Главное помнить о последовательности пальцев левой и правой руки. Так же игра данные упражнения пытайтесь проговаривать название нот, которые звучать в данный момент. Например играя 5 - 6 - 7 - 8 на первой струне вы называете ноты A - A# - B - C.
Домашнее задание!
Конечно, а как же без него. Ведь вы хотите научится играть на гитаре, а не струны рвать. Начнем с простого:
1) Возьмите гитару в руки и сыграйте следующие лады на указанных струнах при этом называйте звучащие ноты.
Первая струна - 3, 5, 7, 8, 12, 16
Вторая струна - 4, 7, 11, 14
Третья струна - 1, 2, 3, 4
Четвертая струна - 0, 5, 7, 8, 12, 15
Пятая струна - 3, 4, 7
Шестая струна - 2, 4, 6, 9, 11, 15, 17
2) Распечатайте себе рисунок 7 данного урока и держите его всегда перед глазами. Каждый день выбирайте одну ноту и играйте ее на всем грифе гитары. Запоминайте ее расположение. Последовательность может быть любая, главное ноты не путать.
3) Играйте все лады на каждой струне и при этом называйте звучащие ноты. Можете играть в разных направлениях. Например первая струна до 12 лада, затем вторая струна от 12 к 0 и т.д.
4) Постоянно играйте упражнения приведенные в данном уроке по 15 - 20 минут в день.
5) Играйте следующие интервалы от нот:
Терция малая от Е, F, D#
Кварта от С, F#, A
Септима малая от G, B, C
Секунда большая от Ab, G#, C
Квинта чистая от F, B, E, D
Октава от C, F, C#, A
Квинта уменьшенная от D, Eb
Секунда малая от D, D#, B, A
Септима малая от G, F, Db
Секста большая от F#, A#, G#
Секста малая от F, A, G
Терция большая от D, C, A
6) Играйте следующие упражнение используя арпеджио и пиццикато. При этом не забывает чередовать пальцы!!!
![]() |
рис 22. - упражнение арпеджио и пиццикато |
7) Следующее упражнение для левой руки, играть каждый день по 5 минут.
![]() |
рис. 23 - упражнение"Кузнец" |
Понимаю, что может вы не в восторге от кузнеца :) но пальцы тренирует он отлично.
8) Ответьте себе на вопрос:
За какую струну отвечает средний палец правой руки?
Какой лад должен в идеале зажимать безымянный палец?
Каких нот не существует в природе Сb и E# или Fb и B# ?
Сколько ладов в малой терции и в октаве?
Какой интервал получится если к малой септиме прибавить чистую квинту?
На этом у меня все, желаю успехов в обучении, надеюсь вам было интересно и данный материал поможет вам действительно научится играть на гитаре, в чем я не сомневаюсь! Помните, главное старание и желание. И практика конечно, ежедневная практика.
Если у вас остались какие либо вопросы, искренне прошу, пишите в комментариях или на почту. С радостью с вами пообщаюсь и поболтаю на общие гитарные темы, а так же помогу советом или дам урок игры, за разумную плату, конечно :)
До скорых встреч, друзья!
рис 22 и 23 не понял вообще как играть.. правой рукой или левой?? че зажимать? расшифруй схему! что означают цифры на 6 струне?! на 23 рис зяпятые это че???? емае это точно для новичков?
ОтветитьУдалить